Детский сад №3 "Петушок" с. Кушнаренково

Выступление старшего воспитателя на районном методическом объединении " Подготовка к школе как аспект создания единого образовательного пространства""

Завершение дошкольногопериода и  поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий дляуспешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должнавносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делатьсегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и неошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).

Проблема непрерывности ипреемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Частоготовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний иумений.    На вопрос « Какимбы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошочитающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи»,«умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатнымибуквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования    и, не смотря на все запреты, пропускаютих через входные испытания.

Вот почему построение преемственности между детскимсадом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня  требует нового подхода. (слайд №2)

Понятие преемственности в философскомсловаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющийобщие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связьмежду различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении техили иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новомусостоянию.

 

   (слайд №3)  Цельпреемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие,физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период отдошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формированиеличности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

   (слайд №4)  Под преемственностью понимают последовательный переходот одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенномизменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

 

 Необходимостремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начальногообразования.

 

  (слайд №5)Именнос выходом федеральных государственных образовательных стандартов начальногообщего образования и федеральных государственных требований к основнойобщеобразовательной программе дошкольного образования положено начало кобеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Единые теоретические основания,принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность исогласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания иобучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являютсяосновой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

   (слайд №6)  Таким образом, детский сад внашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, гдеидет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

 

 

(слайд№7)

Согласно федеральнымгосударственным требованиям основными направлениями развития личности являются:

- физическое,

- социально-личностное;

- познавательно-речевое;

- художственно-эстетическое.

Содержаниемдошкольного образования представляет собой совокупность образовательныхобластей:

1.     Здоровье

2.     Физическаякультура

3.     безопасность

4.     социализация

5.     труд

6.     познание

7.     коммуникация

8.     чтениехудожественной литературы

9.     художественноетворчество

10.                        музыка

 

(слайд№8)

Содержанием дошкольногообразования представляет собой совокупность образовательных областей.

 

§   «Образовательная область» –структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющаяадекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

(слайд№9)

интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются вцелое. На личностном уровне - это состояние организма,  когда все составляющие элементы индивида, егочерты или качества действуют согласованно как единое целое.

 

(слайд№10)

 

                            Решение образовательных задач 

 

Совместная деятельность взрослых и

детей

Самостоятельная деятельность

детей

НОД

Совместная  деятельность в режимные моменты

         Создание предметно

          развивающей среды

 

 

 

(слайд№11)

 

Планируемые результатыосвоения детьми ООП дошкольного образования подразделяются на

 

§  промежуточные

раскрывают динамикуформирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период освоенияПрограммы

§  итоговые

это интегративные качестваребенка, которые он может приобрести в результате освоения  Программы

 

(слайд№12)

Итоговым результатом освоения основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированныеинтегративные качества ребенка.

Таким образом следует, что к 7-ми годампри успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развитияинтегративных качеств ребенка:

 

(слайд№13)

o       физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническиминавыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность вдвигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрастугигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

 

(слайд№14)

·                   любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов ивещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способенсамостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое,заинтересованное участие в образовательном процессе;

 

(слайд№15)

·                   эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоциональнореагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные ихудожественные произведения, мир природы;

 

(слайд№16)

·                   овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми исверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные  иневербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивнымиспособами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обмениваетсяпредметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стильобщения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

 

(слайд№17)

·                   способный управлять своим поведением и планировать свои действия наоснове первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарныеобщепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественноопределяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями состороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «чтотакое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия,направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения наулице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,поликлинике, театре и др.);

 

(слайд№18)

·                   способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы),адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенныезнания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленныхкак взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовыватьспособы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственныйзамысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

 

(слайд№19)

·                   имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности ипринадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственныхотношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейныхтрадициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве ипринадлежности к нему; о мире;

 

(слайд№20)

·                   овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушатьвзрослого и выполнять его инструкции;

 

(слайд№21)

·                   овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимыедля осуществления различных видов детской деятельности.

 

 

 

Подводя итог,  можно сказать, что оба документа ФГТ и ФГОС  тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственностиобразовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примернымиосновными общеобразовательными программами начального общего образования.Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализацияединой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

      Такой подход реализации единой линииразвития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования можетпридать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективныйхарактер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать неизолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школеопираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. 

13 мая 2013 в 13:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.