Детский сад №3 "Петушок" с. Кушнаренково
|
Выступление старшего воспитателя на районном методическом объединении " Подготовка к школе как аспект создания единого образовательного пространства""Завершение дошкольногопериода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий дляуспешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должнавносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делатьсегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и неошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский). Проблема непрерывности ипреемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Частоготовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний иумений. На вопрос « Какимбы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошочитающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи»,«умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатнымибуквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускаютих через входные испытания. Вот почему построение преемственности между детскимсадом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода. (слайд №2) Понятие преемственности в философскомсловаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющийобщие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связьмежду различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении техили иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новомусостоянию.
(слайд №3) Цельпреемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период отдошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формированиеличности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. (слайд №4) Под преемственностью понимают последовательный переходот одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенномизменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Необходимостремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начальногообразования.
(слайд №5)Именнос выходом федеральных государственных образовательных стандартов начальногообщего образования и федеральных государственных требований к основнойобщеобразовательной программе дошкольного образования положено начало кобеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Единые теоретические основания,принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность исогласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания иобучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являютсяосновой для реализации на практике решения проблемы преемственности. (слайд №6) Таким образом, детский сад внашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, гдеидет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
(слайд№7)
Согласно федеральнымгосударственным требованиям основными направлениями развития личности являются: - физическое, - социально-личностное; - познавательно-речевое; - художственно-эстетическое. Содержаниемдошкольного образования представляет собой совокупность образовательныхобластей: 1. Здоровье 2. Физическаякультура 3. безопасность 4. социализация 5. труд 6. познание 7. коммуникация 8. чтениехудожественной литературы 9. художественноетворчество 10. музыка
(слайд№8)
Содержанием дошкольногообразования представляет собой совокупность образовательных областей.
§ «Образовательная область» –структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющаяадекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
(слайд№9)
интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются вцелое. На личностном уровне - это состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, егочерты или качества действуют согласованно как единое целое.
(слайд№10)
Решение образовательных задач
(слайд№11)
Планируемые результатыосвоения детьми ООП дошкольного образования подразделяются на
§ промежуточные раскрывают динамикуформирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период освоенияПрограммы § итоговые это интегративные качестваребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы
(слайд№12)
Итоговым результатом освоения основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированныеинтегративные качества ребенка. Таким образом следует, что к 7-ми годампри успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развитияинтегративных качеств ребенка:
(слайд№13)
o физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническиминавыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность вдвигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрастугигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
(слайд№14)
· любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов ивещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способенсамостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое,заинтересованное участие в образовательном процессе;
(слайд№15)
· эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоциональнореагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные ихудожественные произведения, мир природы;
(слайд№16)
· овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми исверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные иневербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивнымиспособами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обмениваетсяпредметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стильобщения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
(слайд№17)
· способный управлять своим поведением и планировать свои действия наоснове первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарныеобщепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественноопределяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями состороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «чтотакое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия,направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения наулице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,поликлинике, театре и др.);
(слайд№18)
· способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенныезнания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленныхкак взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовыватьспособы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственныйзамысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
(слайд№19)
· имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности ипринадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственныхотношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейныхтрадициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве ипринадлежности к нему; о мире;
(слайд№20)
· овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушатьвзрослого и выполнять его инструкции;
(слайд№21)
· овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимыедля осуществления различных видов детской деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что оба документа ФГТ и ФГОС тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственностиобразовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примернымиосновными общеобразовательными программами начального общего образования.Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализацияединой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход реализации единой линииразвития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования можетпридать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективныйхарактер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать неизолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школеопираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. 13 мая 2013 в 13:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.